четверг, 15 апреля 2010 г.

anna kostenko art. masai. kenia

Масаи Кении









Масаи.кения
Масаи, пожалуй, одно из самых колоритных племен Восточной Африки. Они свободно перемещаются по саванне с места на место, из страны в страну, невзирая на таможенные правила и государственные границы. На протяжении веков масаи в отличие от луо, кикуйю и других племен сумели сохранить древние обычаи и веками существовавший уклад жизни предков.

По одной из версий, масаи происходят из районов Верхнего Нила, то есть Верхнего Египта, располагавшегося между землями современных Судана и Эритреи. У жителей тех мест масаи заимствовали обычай брить женщинам волосы на голове . Вероятно, у римлян, захвативших большую часть Северной Африки, масайские мужчины переняли короткие мечи, сандалии и тоги из красной ткани.

Под натиском цивилизации в Африке остается все меньше племен, которым удалось сохранить свою культуру, самобытность и древний уклад жизни. Одно из таких племен – масаи. Масаи - полукочевое воинствующее племя, населяющее Танзанию и Кению. Большинство масаи – около 100000 человек проживает в приграничных районах Танзании и Кении, в районах где доминирует огромная гора Килиманджаро. Горе отводится особое место в мифологии масаи. Это место они считали местом обитания Нгаи , мужа богини луны и создателя всего сущего, включая само племя масаи и скот, который они так ценят. Масаи оправдывают свои кражи скота тем, что им принадлежит право охраны этого богатства. Данного масаям их божеством.
Масаи считаются самыми красивыми среди аборигенов восточной Африки. Высокие, мускулистые, с выразительными лицами, масаи уверены, что они любимцы богов и к прочим жителям Африки относятся весьма презрительно.


В 19 веке племя приобрело дурную славу среди африканцев и европейцев из-за обычая, который узаконивает кражу скота. Согласно этого обычая – кража скота вполне оправданна, т.к. скот по легенде масаи появился на Земле сразу же после появления самого племени Масаи и значит был первоначально предназначен Создателем для них.

Масаи пасли свои стада на покрытых равнинах травой у подножия Килиманджаро на протяжении 300 лет. По своей генетической сути они - кочевники и презирают всех кто ведет оседлый образ жизни.

Они живут за счет домашнего скота. Они не знают земледелия или ремесел, зато уверены, что Верховный Бог Энгай даровал им всех животных на свете. А потому кражи скота у других племен для масаев - обычное дело.

На временных стоянках они строят маньятта- хижинах с деревянным каркасом, обмазывая округлый каркас из веток навозом, обложенный глиной и сухим навозом, окруженных изгородью из колючего кустарника. Жилище всегда временное. Каждые 3-4 года , когда пастбища истощаются, племя переходит в другое место. В их хижинах нет окон, а очаг располагается внутри, рядом с постелями из шкур животных. Эти дома строят в основном женщины. Они же во время переходов, когда не хватает вьючных животных, несут на спинах нехитрый скарб и каркасы хижин.

Вокруг деревни, в которой живут обычно пять-семь семей, масаи строят забор из шестов или колючего кустарника - крааль, чтобы защититься от нападений львов, леопардов или гиен. Основной продукт питания масаи - это молоко ( коровье и иногда козье). Воины смешивают бычью кровь с молоком или пьют ее в чистом виде, чтобы восполнить нехватку молока и сохранить силу. В яремной вене быка делается надрез. Сосуд – бутыль из тыквы, наполняется кровью и животное отпускают на волю. В современное время принято в молоко добавлять кукурузную муку и делать кашу. Мясо принимают в пищу только по случаю особых торжеств . В остальное время крупный рогатый скот считается слишком ценным для еды.

По традиции племени коровы передаются в качестве приданного. После женитьбы мужчина может позволить жене «оберегать» несколько коров из его стада, но принадлежат они все равно ему. Дети обычно заботятся о мелких животных. Начиная с 3 лет их дети пасут скот, а в возрасте 7-8 лет им протыкают мочки ушей осколком рога. Потом дырку расширяют кусочками дерева. Со временем тяжелые украшения из бусин или бисера оттягивают мочки до плеч. И чем больше у масая оттянуты мочки ушей, тем он более красив и уважаем.

Количество жен у мужчины- масая зависит от величины его стада. Жен должно быть достаточно, чтобы ухаживать за всеми животными и детьми, носить воду и дрова для очага. Вероятно, поэтому женщины живут намного меньше, чем их мужья, которые, будучи воинами в мирное время, проводят дни в разговорах и странствиях по саванне…

Отношения в племени строятся по определенным правилам. Племя состоит из нескольких групп мужчин примерно одного возраста. Они вместе проходят церемонии посвящения и обрезания.

После церемонии обрезания воины масаи покидают свои жилища, вооружившись копьями, дубинками и мечами, чтобы пожить на равнинах и ухаживать за скотом. Воин, которому удается убить льва удостаивается чести носить головную повязку из львиной гривы во время ритуальных церемоний.

После этого они образуют тесное сообщество. Члены которого должны пройти ряд ступеней в иерархии племени, каждая может длится до 15 лет. Речь идет о ступени младшего воителя , старшего воителя, пожилого воителя, главного воителя – старейшины.

. В давние времена юноша в племени мог считаться мужчиной только после того, как сумел убить копьем льва. Британские и немецкие колонизаторы в Восточной Африке больше всего боялись столкновений с этим племенем. Масаи всегда оказывали им жестокое сопротивление. В XIX и начале XX века они сумели выжить и доказать европейцам права на исконные земли своих предков. Но они не сумели противостоять натиску цивилизации конца XX века…


Тысячелетиями племена масаев сосуществовали с природой, а теперь начали неистово ее истреблять. Их собственный скот почти вымер, но зато бивни слонов и рога носорогов прекрасно продаются на черном рынке. И теперь носороги на землях масаев истреблены, а поголовье слонов сократилось в сотни раз.
По всей стране масаи нанимаются охранниками в дорогие отели или устраивают вечерами представления с традиционными плясками. Все чаще здесь можно увидеть людей, одетых в красные одежды, охраняющих с копьями наперевес периметры дорогих отелей…

И только в отдаленных уголках саванны все еще сохранились отдельные кочевья, куда не доезжают обгоревшие на солнце белые туристы и где все еще сохраняется в первозданном виде древний уклад жизни некогда грозного и самого известного племени Восточной Африки - племени масаи.

anna kostenko art. masai. kenia
anna kostenko art. masai. kenia
anna kostenko art. masai. kenia
anna kostenko art. masai. kenia>
anna kostenko art. masai. kenia
anna kostenko art. masai. kenia

1 комментарий:

  1. Анна Костенко. Лица мира

    Анна Костенко родилась в 1975 г. в Киеве, Украина, с 1991 г. живёт и работает в Кракове, Польша. Она - дипломированный специалист Краковской Академии Искусств, где изучала живопись с 1993 до 1998.
    Ее очарование различными культурами привело к длительным путешествиям, которые вдохновляют ее на работу.
    Выставки Анны Костенко проходили во многих странах, включая Польшу, Францию, Германию, Ирландию и Испанию.
    Этническая тема всегда была одной из главных тем моего творчества на протяжении последних 15 лет... Объединяет она в себе многие циклы работ, такие как «Тhe Masks» («Маски»), «Мothers and Bаbys of thе Wоrld», «Different peорlе» и наконец проект «Facеs of Humanity», работа над которым продолжается...
    Эта тема является для меня очень многим, имеет разные аспекты. Вначале многие циклы появились неосознанно. Мной просто руководил инстинкт художника, восторг, восхищение колоритом, насыщенностью цвета, фактурой темной кожи и красотой различных форм. А также желание познать, постигнуть или хотя бы на момент прикоснуться к тайне этих людей. Позже появился момент проникновения, некоего духовного родства, изображая их, я становилась ними, а они мной. Со временем, после долгожданных моментов путешествий, не только на холсте, но и в жизни я получила уникальную возможность и огромную радость от общения с героями своих работ. Их натуральная гармония, стремление к красоте в любых условиях, их симбиоз с природой, мужество и в то же время непоколебимая радость жизни, их духовность, разнообразие переживания боли и радости и многие другие аспекты человечности стали сильным и уникальным открытием для меня.
    Занимаясь профессионально живописью всю свою сознательную жизнь, мне довелось работать с разным материалом, разными галереями и разными людьми, реализовать различные проекты и выставки в разных странах, а соответственно иметь очень разного зрителя. Но именно оставаясь верной теме Разности людей и их красоте в их натуральном колорите - живопись стала для меня намного больше, чем моим профессиональным делом. Эта тема дала мне возможность ощутить полноту интеллектуального диалога художника со зрителем. Диалога со зрителем, которому повествую некую историю, как и с теми, о которых повествую, героями моих историй.
    Проект «Facеs of Humanity» («Лица мира») является также посланием идей толерантности, принятия, уважения и восхищения культурными разновидностями человечества, понимания его красоты в его разности и уникальности. Я благодарна Галерее «Триптих» за первую презентацию моих работ в Киеве, а особенно за возможность показать хотя бы частично именно этот проект. Надеюсь, что зритель найдет в моих картинах ту радость восхищения лицами мира, которую чувствую я, создавая их.

    info@triptych-gallery.org

    http://www.triptych-gallery.org

    Киев, Андреевский спуск, 34

    ОтветитьУдалить